В режиме тишины
21-10-2019, 06:21. Разместил: Finance
Почему предприниматели не используют все возможности кредитования и финансирования с господдержкой?
Алексей Войлуков
Вице-президент Ассоциация "Россия"
Вице-президент Ассоциация "Россия"
Несмотря на то, что в стране действует, по разным оценкам, свыше 600 государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса, предприниматели используют их далеко не в полном объеме. Одна из основных причин - недостаточная информированность предпринимателей о профильных программах
На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Банк России представил первые результаты работы нового формата поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - проекта по привлечению финансирования через выпуск облигаций и акций. Способ оказался весьма популярен - с января по май этого года субъекты МСП разместили на бирже ценные бумаги на сумму свыше 1 млрд рублей, что превысило план, заложенный на этот год в нацпроекте по поддержке малого и среднего бизнеса. Соответствующий механизм, разработанный Минэкономразвития РФ, дает возможность небольшим предприятиям получить субсидии на листинг акций и облигаций до 1,5 млн рублей. Московская биржа со своей стороны понизила комиссию для малых эмитентов. Если раньше они, как и все, должны были платить 350 тыс. рублей за размещение бумаг объемом до 1 млрд рублей, то с 1 января 2019 года комиссия на выпуск до 50 млн рублей составляет 50 тыс.
Программа по выходу на фондовый рынок - актуальное дополнение к набору существовавших механизмов. Вообще, для института поддержки МСП очень важен комплексный подход, поскольку малый и средний бизнес чрезвычайно разнороден по своим стартовым возможностям, масштабам, условиям развития, запросам и так далее. Собственно, такой принцип и предусмотрен в Законе № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Документом регламентированы практически все возможные направления помощи МСП, в том числе меры финансовой, имущественной, консультационной, информационной и налоговой поддержки. Причем как на федеральном, так и на региональных уровнях. Помимо этого помощь осуществляется в рамках целевых программ ряда отраслевых министерств.
То, что актуально для всех, - это финансовая помощь. Привлечение средств на фондовом рынке, о чем говорилось выше, это, конечно, хорошо. Тем не менее определяющую роль в ближайшей перспективе будут, скорее всего, играть традиционные способы - предоставление субсидий, кредитов и гарантий в рамках специальных программ, из которых на слуху обновленная программа субсидирования льготного кредитования МСП, существенно расширенная после принятия Нацпроекта МСП. Различные регионы ориентируются в предоставлении господдержки на свои приоритеты: отдельные отрасли, моногорода, особые территории и/или специальные проекты. Наибольший ассортимент продуктов поддержки предлагает Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы для резидентов 35 столичных технопарков, где действуют разнообразные льготы, а субсидии могут достигать 10 млн рублей.
Упомянутый Закон № 209-ФЗ предусматривает предоставление субъектам МСП кредитов и займов финансовыми организациями с обеспечением в виде гарантий или поручительств участников Национальной гарантийной системы (НГС), в том числе 84 региональных гарантийных организаций (РГО). Например, в Москве на сегодняшний день объем гарантийной поддержки субъектов МСП в рамках НГС (Московский гарантийный фонд) за весь период работы Фонда составил на 01.07.2019 года 74,8 млрд рублей, под которые кредиторы выдали финансирование в размере 146,9 млрд рублей.
Для расширения форм гарантийной поддержки на федеральном уровне и в отдельных регионах запущены программы по лизинговым, микрофинансовым и факторинговым операциям для конечного получателя - субъекта МСП. Кроме того, гарантии и поручительства НГС могут быть использованы в рамках сделок секьюритизации, сделок по биржевым облигациям, размещаемым субъектами МСП, а также при обеспечении обязательств субъектов МСП, работающих по уже заключенным контактам, в том числе с госзаказчиком.
Совокупно за 2019 год в рамках НГС гарантийная поддержка должна составить 117 млрд рублей, из них 54 млрд рублей - Корпорация МСП, 21 млрд рублей - МСП Банк и 42 млрд рублей - РГО. Однако по-прежнему доля кредитов, выданных с гарантийной поддержкой, в общих кредитах МСП невысока - не превышает 5%. Для того чтобы оказать хоть какое-то существенное влияние на рынок, гарантийная система должна занимать не менее 10%, а это требует в несколько раз докапитализировать региональные фонды.
Но одной только докапитализацией все проблемы не решить. "К сожалению, организации, работающие в рамках НГС, де-факто обязаны работать в максимально безубыточном сегменте кредитования. По понятным причинам это снижает эффективность господдержки", - отмечает Геннадий Барсегов, председатель правления Синко-Банка.
Между тем разными субъектами МСП востребованы в той или иной мере все виды поддержки. Скажем, экспортоориентированные предприятия часто нуждаются в информационно-маркетинговой помощи. Многочисленные опросы показывают, что одной из главных помех для выхода на внешний рынок является неуверенность предпринимателей в своей способности продвигать продукт в незнакомых юрисдикциях. При этом на федеральном и региональном уровнях появились программы продвижения под зонтичными брендами ("Сделано в России", "Сделано в Москве"), которые дают возможность малому бизнесу на льготной или бесплатной основе участвовать в международных выставках, занимать позиции на мировых электронных торговых площадках, размещать информацию о себе в СМИ. Не случайно в комплексе мер по поддержке экспорта АО "Российский экспортный центр" одинаково представлены как финансовые меры поддержки, так и нефинансовые.
К 2024 году планируется обеспечить объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП в размере не менее 5 трлн рублей, причем уже в 2019 году не менее 3,2 трлн рублей
Предприятия, работающие на внутреннем рынке, тоже очень часто нуждаются в информации о рынках сбыта, особенно о госзаказах. Для них в 2016 году был создан бесплатный Бизнес-навигатор МСП. С его помощью можно узнать о планах госзакупок, проверить потенциальных контрагентов, подобрать помещение, узнать о мерах господдержки, в том числе специализированных кредитных продуктах и опциях в рамках национальной гарантийной системы. В Москве витриной городского заказа выступает "Портал поставщиков", к которому подключились и на котором размещают свои закупки около 30 регионов. Как сообщала Корпорация МСП, в период 2016-2019 годов объем договоров крупнейших заказчиков с малыми и средними компаниями Москвы составил 2,8 трлн рублей, а объем закупок по итогам 2018 года увеличился по сравнению с 2017 годом на 38,3% (на 295 млрд рублей). По итогам 2016-2018 годов регион занимает первое место в ЦФО по объему закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП.
Нацпроект МСП предусматривает, что к 2024 году планируется обеспечить объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП в размере не менее 5 трлн рублей, причем уже в 2019 году не менее 3,2 трлн рублей. В этих целях правительство дополнительно стимулирует закупки у субъектов МСП - так, в 2019 году повышена квота по закупкам у МСП крупнейшими заказчиками, до 15 календарных дней сокращен максимальный срок оплаты. Но сами предприниматели по-прежнему отмечают, что им трудно преодолевать бюрократические процедуры при работе с госзаказчиками.
Если мы говорим о начинающих предпринимателях, то для них особую ценность на "входе в бизнес" представляют юридическая поддержка и программы повышения правовой и финансовой грамотности. К 2024 году планируется расширить по стране сеть центров "Мой бизнес" и охватить их услугами не менее 10% предпринимателей. В этой части существует "база правовых решений для субъектов МСП", где описаны типовые проблемные ситуации, возникающие при реализации субъектами МСП бизнес-проектов. Там же даются инструкции, как с помощью юридических механизмов решать те или иные сложные проблемы. Для компаний, которые занимаются производством, крайне актуальны форматы имущественной поддержки, когда органы власти - федеральной или региональной - могут передавать предпринимателям в пользование или владение (возмездное, безвозмездное, льготное) земельные участки, здания или помещения, оборудование, транспортные средства и так далее.
Проблема в том, что очень часто бизнес просто не имеет информации обо всех этих проектах и программах помощи, скептически относится к вероятности их получения и бюрократическим процедурам оформления и отчетности. Так, об упомянутом выше Бизнес-навигаторе знают только около 20% предпринимателей (по данным индекса RSBI, совместно рассчитываемого "ОПОРОЙ РОССИИ" и Промсвязьбанком). Не случайно один из разделов Национального проекта МСП посвящен информационной поддержке. Лучше других осведомлены о мерах поддержки московские предприниматели, об этом сообщили 45% респондентов во время недавнего опроса Национального агентства финансовых исследований. "Клиенты часто делятся с нами своим опытом работы с другими банками, где обслуживание клиентов идет в потоковом режиме. В том числе они рассказывают о потребности в консультационной поддержке по юридическим и налоговым вопросам. Небольшой размер банка позволяет нам лично общаться со всеми клиентами, минимизировать бюрократию и оперативно получать обратную связь", - отмечает председатель правления Синко-Банка Геннадий Барсегов.
Однако в целом по стране, как показала проведенная в прошлом году Счетной палатой РФ проверка господдержки, полной и четко структурированной картины у местных властей нет. В результате выделяемые из федерального бюджета средства остаются неосвоенными. Счетная палата РФ в своем отчете зафиксировала, что из 34,4 млрд рублей, которые были направлены в 2014-2017 годах на поддержку МСП, в регионах, где проходил аудит, отчетность оказалась только на 9,3 млрд рублей. "К сожалению, снижает эффективность господдержки и то, что возможный способ наращивания гарантийного портфеля - прямое субсидирование выплат при наступлении гарантийного случая (убытка) - может привести к предвзятым вопросам в адрес гарантийных организаций при проверке контролирующими органами. Кроме того, на региональных рынках участники НГС часто начинают напрямую конкурировать между собой. Это вносит дополнительный дисбаланс в гарантийную систему", - отмечает Антон Купринов, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.
Справедливости ради стоит отметить, что трудности формирования общей картины на местах обусловлены и объективными факторами: процессом цифровизации (которая стирает региональные границы), созданным изначально для удобства предпринимателей большим количеством "окон обращения", в том числе через коммерческие финансовые институты, прямых и косвенных участников различных программ через специализированные институты развития и поддержки федерального, региональных, местных уровней. Эти факторы затрудняют сбор статистики как в региональном, так и в отраслевом разрезах.
В ответ на запрос бизнеса о едином окне ВЭБ.РФ (объединяющий ДОМ.РФ, РЭЦ, МСП Банк, Корпорацию МСП) создает информационную платформу для предпринимателей с линейкой продуктов поддержки МСП. При этом в процессе централизации нельзя забывать об особой значимости региональных организаций, в большей степени ориентированных на поддержку не средних, а местных малых и микропредприятий. Именно для них документооборот и критерии получения поддержки, установленные на федеральном уровне, чаще всего являются барьерами.
Учитывая важность работы на местах и региональную неоднородность, особый интерес представляет внедряемая Корпорацией МСП система внутренних рангов, на основе которой планируется осуществлять докапитализацию РГО.
На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Банк России представил первые результаты работы нового формата поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - проекта по привлечению финансирования через выпуск облигаций и акций. Способ оказался весьма популярен - с января по май этого года субъекты МСП разместили на бирже ценные бумаги на сумму свыше 1 млрд рублей, что превысило план, заложенный на этот год в нацпроекте по поддержке малого и среднего бизнеса. Соответствующий механизм, разработанный Минэкономразвития РФ, дает возможность небольшим предприятиям получить субсидии на листинг акций и облигаций до 1,5 млн рублей. Московская биржа со своей стороны понизила комиссию для малых эмитентов. Если раньше они, как и все, должны были платить 350 тыс. рублей за размещение бумаг объемом до 1 млрд рублей, то с 1 января 2019 года комиссия на выпуск до 50 млн рублей составляет 50 тыс.
Программа по выходу на фондовый рынок - актуальное дополнение к набору существовавших механизмов. Вообще, для института поддержки МСП очень важен комплексный подход, поскольку малый и средний бизнес чрезвычайно разнороден по своим стартовым возможностям, масштабам, условиям развития, запросам и так далее. Собственно, такой принцип и предусмотрен в Законе № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Документом регламентированы практически все возможные направления помощи МСП, в том числе меры финансовой, имущественной, консультационной, информационной и налоговой поддержки. Причем как на федеральном, так и на региональных уровнях. Помимо этого помощь осуществляется в рамках целевых программ ряда отраслевых министерств.
То, что актуально для всех, - это финансовая помощь. Привлечение средств на фондовом рынке, о чем говорилось выше, это, конечно, хорошо. Тем не менее определяющую роль в ближайшей перспективе будут, скорее всего, играть традиционные способы - предоставление субсидий, кредитов и гарантий в рамках специальных программ, из которых на слуху обновленная программа субсидирования льготного кредитования МСП, существенно расширенная после принятия Нацпроекта МСП. Различные регионы ориентируются в предоставлении господдержки на свои приоритеты: отдельные отрасли, моногорода, особые территории и/или специальные проекты. Наибольший ассортимент продуктов поддержки предлагает Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы для резидентов 35 столичных технопарков, где действуют разнообразные льготы, а субсидии могут достигать 10 млн рублей.
Упомянутый Закон № 209-ФЗ предусматривает предоставление субъектам МСП кредитов и займов финансовыми организациями с обеспечением в виде гарантий или поручительств участников Национальной гарантийной системы (НГС), в том числе 84 региональных гарантийных организаций (РГО). Например, в Москве на сегодняшний день объем гарантийной поддержки субъектов МСП в рамках НГС (Московский гарантийный фонд) за весь период работы Фонда составил на 01.07.2019 года 74,8 млрд рублей, под которые кредиторы выдали финансирование в размере 146,9 млрд рублей.
Для расширения форм гарантийной поддержки на федеральном уровне и в отдельных регионах запущены программы по лизинговым, микрофинансовым и факторинговым операциям для конечного получателя - субъекта МСП. Кроме того, гарантии и поручительства НГС могут быть использованы в рамках сделок секьюритизации, сделок по биржевым облигациям, размещаемым субъектами МСП, а также при обеспечении обязательств субъектов МСП, работающих по уже заключенным контактам, в том числе с госзаказчиком.
Совокупно за 2019 год в рамках НГС гарантийная поддержка должна составить 117 млрд рублей, из них 54 млрд рублей - Корпорация МСП, 21 млрд рублей - МСП Банк и 42 млрд рублей - РГО. Однако по-прежнему доля кредитов, выданных с гарантийной поддержкой, в общих кредитах МСП невысока - не превышает 5%. Для того чтобы оказать хоть какое-то существенное влияние на рынок, гарантийная система должна занимать не менее 10%, а это требует в несколько раз докапитализировать региональные фонды.
Но одной только докапитализацией все проблемы не решить. "К сожалению, организации, работающие в рамках НГС, де-факто обязаны работать в максимально безубыточном сегменте кредитования. По понятным причинам это снижает эффективность господдержки", - отмечает Геннадий Барсегов, председатель правления Синко-Банка.
Между тем разными субъектами МСП востребованы в той или иной мере все виды поддержки. Скажем, экспортоориентированные предприятия часто нуждаются в информационно-маркетинговой помощи. Многочисленные опросы показывают, что одной из главных помех для выхода на внешний рынок является неуверенность предпринимателей в своей способности продвигать продукт в незнакомых юрисдикциях. При этом на федеральном и региональном уровнях появились программы продвижения под зонтичными брендами ("Сделано в России", "Сделано в Москве"), которые дают возможность малому бизнесу на льготной или бесплатной основе участвовать в международных выставках, занимать позиции на мировых электронных торговых площадках, размещать информацию о себе в СМИ. Не случайно в комплексе мер по поддержке экспорта АО "Российский экспортный центр" одинаково представлены как финансовые меры поддержки, так и нефинансовые.
К 2024 году планируется обеспечить объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП в размере не менее 5 трлн рублей, причем уже в 2019 году не менее 3,2 трлн рублей
Предприятия, работающие на внутреннем рынке, тоже очень часто нуждаются в информации о рынках сбыта, особенно о госзаказах. Для них в 2016 году был создан бесплатный Бизнес-навигатор МСП. С его помощью можно узнать о планах госзакупок, проверить потенциальных контрагентов, подобрать помещение, узнать о мерах господдержки, в том числе специализированных кредитных продуктах и опциях в рамках национальной гарантийной системы. В Москве витриной городского заказа выступает "Портал поставщиков", к которому подключились и на котором размещают свои закупки около 30 регионов. Как сообщала Корпорация МСП, в период 2016-2019 годов объем договоров крупнейших заказчиков с малыми и средними компаниями Москвы составил 2,8 трлн рублей, а объем закупок по итогам 2018 года увеличился по сравнению с 2017 годом на 38,3% (на 295 млрд рублей). По итогам 2016-2018 годов регион занимает первое место в ЦФО по объему закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП.
Нацпроект МСП предусматривает, что к 2024 году планируется обеспечить объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП в размере не менее 5 трлн рублей, причем уже в 2019 году не менее 3,2 трлн рублей. В этих целях правительство дополнительно стимулирует закупки у субъектов МСП - так, в 2019 году повышена квота по закупкам у МСП крупнейшими заказчиками, до 15 календарных дней сокращен максимальный срок оплаты. Но сами предприниматели по-прежнему отмечают, что им трудно преодолевать бюрократические процедуры при работе с госзаказчиками.
Если мы говорим о начинающих предпринимателях, то для них особую ценность на "входе в бизнес" представляют юридическая поддержка и программы повышения правовой и финансовой грамотности. К 2024 году планируется расширить по стране сеть центров "Мой бизнес" и охватить их услугами не менее 10% предпринимателей. В этой части существует "база правовых решений для субъектов МСП", где описаны типовые проблемные ситуации, возникающие при реализации субъектами МСП бизнес-проектов. Там же даются инструкции, как с помощью юридических механизмов решать те или иные сложные проблемы. Для компаний, которые занимаются производством, крайне актуальны форматы имущественной поддержки, когда органы власти - федеральной или региональной - могут передавать предпринимателям в пользование или владение (возмездное, безвозмездное, льготное) земельные участки, здания или помещения, оборудование, транспортные средства и так далее.
Проблема в том, что очень часто бизнес просто не имеет информации обо всех этих проектах и программах помощи, скептически относится к вероятности их получения и бюрократическим процедурам оформления и отчетности. Так, об упомянутом выше Бизнес-навигаторе знают только около 20% предпринимателей (по данным индекса RSBI, совместно рассчитываемого "ОПОРОЙ РОССИИ" и Промсвязьбанком). Не случайно один из разделов Национального проекта МСП посвящен информационной поддержке. Лучше других осведомлены о мерах поддержки московские предприниматели, об этом сообщили 45% респондентов во время недавнего опроса Национального агентства финансовых исследований. "Клиенты часто делятся с нами своим опытом работы с другими банками, где обслуживание клиентов идет в потоковом режиме. В том числе они рассказывают о потребности в консультационной поддержке по юридическим и налоговым вопросам. Небольшой размер банка позволяет нам лично общаться со всеми клиентами, минимизировать бюрократию и оперативно получать обратную связь", - отмечает председатель правления Синко-Банка Геннадий Барсегов.
Однако в целом по стране, как показала проведенная в прошлом году Счетной палатой РФ проверка господдержки, полной и четко структурированной картины у местных властей нет. В результате выделяемые из федерального бюджета средства остаются неосвоенными. Счетная палата РФ в своем отчете зафиксировала, что из 34,4 млрд рублей, которые были направлены в 2014-2017 годах на поддержку МСП, в регионах, где проходил аудит, отчетность оказалась только на 9,3 млрд рублей. "К сожалению, снижает эффективность господдержки и то, что возможный способ наращивания гарантийного портфеля - прямое субсидирование выплат при наступлении гарантийного случая (убытка) - может привести к предвзятым вопросам в адрес гарантийных организаций при проверке контролирующими органами. Кроме того, на региональных рынках участники НГС часто начинают напрямую конкурировать между собой. Это вносит дополнительный дисбаланс в гарантийную систему", - отмечает Антон Купринов, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.
Справедливости ради стоит отметить, что трудности формирования общей картины на местах обусловлены и объективными факторами: процессом цифровизации (которая стирает региональные границы), созданным изначально для удобства предпринимателей большим количеством "окон обращения", в том числе через коммерческие финансовые институты, прямых и косвенных участников различных программ через специализированные институты развития и поддержки федерального, региональных, местных уровней. Эти факторы затрудняют сбор статистики как в региональном, так и в отраслевом разрезах.
В ответ на запрос бизнеса о едином окне ВЭБ.РФ (объединяющий ДОМ.РФ, РЭЦ, МСП Банк, Корпорацию МСП) создает информационную платформу для предпринимателей с линейкой продуктов поддержки МСП. При этом в процессе централизации нельзя забывать об особой значимости региональных организаций, в большей степени ориентированных на поддержку не средних, а местных малых и микропредприятий. Именно для них документооборот и критерии получения поддержки, установленные на федеральном уровне, чаще всего являются барьерами.
Учитывая важность работы на местах и региональную неоднородность, особый интерес представляет внедряемая Корпорацией МСП система внутренних рангов, на основе которой планируется осуществлять докапитализацию РГО.
Вернуться назад